Про мышление
Сегодня тема «мышления» часто воспринимается как исключительная область психологии. Или поле популяризаторов науки, деятельность которых, похоже, превратилась в отдельный, ещё подлежащий взвешенной оценке феномен. Или область разного рода «тренеров». Хотя законы мышления издавна изучают философы, математики, специалисты биологических и медицинских наук. Культурологи и, например, историки и социологи, которые исследуют, как устроено или как проявляется мышление множества. Иными словами – не только психология, важность которой не стоит преуменьшать, но не следует и абсолютизировать.
Для трезвого взгляда на Мир необходимо приобретать многосторонний опыт, собирать естественно-научные знания и избегать соблазнительных упрощений, в том числе путём «психологических» объяснений и «опытов». Для управления сложной инфраструктурой, техникой, которыми мы окружены, и для развития, необходимы трезвые компетентные специалисты. Есть мнение, что сегодня студенты и молодые (и не очень) специалисты на пути к высокой квалификации нуждаются в поддержке естественно-научного мышления и даже защите, «прививкам» от влияния многочисленных «знатоков мыслительных дел». В этой связи, на кафедре был предложен курс из 6 лекций. Для каждой из которых подготовлен короткий доклад. Это не замена полных лекций и занятий в университете, но может быть конспектом, дополнением к ним или иметь для кого-то самостоятельное, ориентирующее значение. Длительность видеозаписей каждого из представленных докладов – 6-8 минут.
Поводом для разработки материалов темы послужили образовательные задачи, сформулированные заведующим кафедрой робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин НИУ «МЭИ», профессором И.В. Меркурьевым. Подготовленный материал не претендует на всеохватность. Выбор именно предложенных тем обусловлен личным общением автора (О.В. Кубряк) со студентами и аспирантами и некоторыми впечатлениями от научных и околонаучных чатов и групп в сети интернет.
Блиц-доклады к 6 лекциям
Интерактивные ссылки на отечественный видеохостинг VK:
1. О трудностях опознавания и называния в учебной и исследовательской работе, а также о здоровом консерватизме
2. Существует ли «системное» и «креативное» мышление и бывает ли наоборот?
3. Что такое «магическое мышление» и как это связано со странными теориями
4. Что такое «критичность мышления» и как получают доказательства при проведении исследований
5. Можно ли научиться изобретать и работают ли системы наподобие ТРИЗ («теории решения изобретательских задач») и других?
6. Что общего между подготовкой диссертации и желанием научиться мыслить «системно» и «креативно»?
Программа: 6 лекций к учебному курсу на кафедре робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин НИУ "МЭИ". DOI: 10.13140/RG.2.2.29875.64807
Сегодня тема «мышления» часто воспринимается как исключительная область психологии. Или поле популяризаторов науки, деятельность которых, похоже, превратилась в отдельный, ещё подлежащий взвешенной оценке феномен. Или область разного рода «тренеров». Хотя законы мышления издавна изучают философы, математики, специалисты биологических и медицинских наук. Культурологи и, например, историки и социологи, которые исследуют, как устроено или как проявляется мышление множества. Иными словами – не только психология, важность которой не стоит преуменьшать, но не следует и абсолютизировать.
Для трезвого взгляда на Мир необходимо приобретать многосторонний опыт, собирать естественно-научные знания и избегать соблазнительных упрощений, в том числе путём «психологических» объяснений и «опытов». Для управления сложной инфраструктурой, техникой, которыми мы окружены, и для развития, необходимы трезвые компетентные специалисты. Есть мнение, что сегодня студенты и молодые (и не очень) специалисты на пути к высокой квалификации нуждаются в поддержке естественно-научного мышления и даже защите, «прививкам» от влияния многочисленных «знатоков мыслительных дел». В этой связи, на кафедре был предложен курс из 6 лекций. Для каждой из которых подготовлен короткий доклад. Это не замена полных лекций и занятий в университете, но может быть конспектом, дополнением к ним или иметь для кого-то самостоятельное, ориентирующее значение. Длительность видеозаписей каждого из представленных докладов – 6-8 минут.
Поводом для разработки материалов темы послужили образовательные задачи, сформулированные заведующим кафедрой робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин НИУ «МЭИ», профессором И.В. Меркурьевым. Подготовленный материал не претендует на всеохватность. Выбор именно предложенных тем обусловлен личным общением автора (О.В. Кубряк) со студентами и аспирантами и некоторыми впечатлениями от научных и околонаучных чатов и групп в сети интернет.
Блиц-доклады к 6 лекциям
Интерактивные ссылки на отечественный видеохостинг VK:
1. О трудностях опознавания и называния в учебной и исследовательской работе, а также о здоровом консерватизме
2. Существует ли «системное» и «креативное» мышление и бывает ли наоборот?
3. Что такое «магическое мышление» и как это связано со странными теориями
4. Что такое «критичность мышления» и как получают доказательства при проведении исследований
5. Можно ли научиться изобретать и работают ли системы наподобие ТРИЗ («теории решения изобретательских задач») и других?
6. Что общего между подготовкой диссертации и желанием научиться мыслить «системно» и «креативно»?
Программа: 6 лекций к учебному курсу на кафедре робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин НИУ "МЭИ". DOI: 10.13140/RG.2.2.29875.64807